Розробки уроків

Тема: Черное море, 8 класс.





Цель: 1) Закрепить знания о ф.г.п., климате, природных ресурсах Черного моря.
 2) Развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно   
     работать с дополнительной литературой.
          3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщающий, прес-конференция.

Оборудование: физическая карта Украины, карточки-конспекты,
контурные карты.

Структура урока:
    І. Ориентация.
   ІІ. Целеполагания.
  ІІІ. Проэктирование.
  ІV. Мотивация учебной деятельности.
   V. Реализация плана деятельности (пресс-конференция).
  VI. Контрольно-оценивающий этап (работа с карточками и конспектами).
 VII. Подведение итогов.
VIII. Д/з.
ХОД УРОКА
І.Ориентация.
Тема урока «Черное море» - это обобщающий урок, урок-игра (пресс-конференция).
Вы разделены на 3 группы:
І группа – ученые специалисты (высокий уровень);
ІІ группа – корреспонденты газет (достаточный уровень);
ІІІ группа – тележурналисты (средний уровень).

ІІ. Целеполагание.
Ребята, как вы считаете, чему мы должны будем научиться на этом уроке?
ІІІ. Проектирование.
Какие бы вопросы вам хотелось рассмотреть?
ПЛАН УРОКА (на доске)
1.     Пресс-конференция:
а) Ф.Г.П. моря, рельеф и гидрологические особенности (доклад океанолога).
б) Климат (климатолог).
в) Наличие сероводорода Н2S и минеральных ресурсов (химик).
г) Биологические ресурсы (биолог).
д) Экологические проблемы (эколог).
е) Курортные (реакционные) ресурсы (менеджер турагентства).
2.     Работа с конспектами и контурными картами.

ІV. Мотивация учебной деятельности.
Море - источник вдохновения для многих поэтов, писателей, художников. Море – источник радости, здоровья для нас с вами. Изучая тему «Черное море», вы самостоятельно и вместе со мной находили множество материала об особенностях его природы. И вот таким интересным материалом вы поделитесь со своими друзьями. Все вы  любите фантазировать. Представьте себе, что вы оказались на пресс-конференции по Черному морю, организованной Украинским географическим обществом.

V. Реализация плана деятельности.
Учитель: С докладом о ф.г.п. моря и геологическом строении дна Черного моря выступит океанолог.
Океанолог: Систематическое изучение моря началось в 1871 году, когда была основана Севастопольская биологическая станция. В настоящее время его природу (гидрологический режим, биологию и экологию) изучают научно-исследовательские учреждения. На их базе образован Институт биологии южных морей Академии наук Украины.
Черное море относится к бассейну Атлантического океана и омывает южные берега Украины. Море изолировано от Мирового океана. S – 422 тыс. км2 , с С→Ю от 611 км до 263 км, З→В 1130 км. Длина береговой линии 4090 км, в пределах Украины 1560 км. Берега моря слабо расчленены, в пределах Украины низменные. Между Дунаем и Днестром размещены лиманы –Днестровский, Бугский, Днепровский, Хаджибейский, Куяльницкий.
Котловина моря образовалась во внешней части зоны Альпийского складчатого пояса и Южной части Восточно-Европейской платформы и Скифской плиты. Большая часть дна находится на глубине 2000 м. Максимальная глубина 2245 м. Мелководная часть с глубиной до 100 м на северо-западе черноморский шельф. Крым – самый большой полуостров в Черноморском бассейне. Недалеко от устья Дуная расположен остров Змеиный. Берега моря обрывистые, встречается немало бухт (небольшие заливы, отделенные от моря мысами). Крупнейшие из них Севастопольская, Одесская, Судацкая. Вопросы ко мне?

 Корреспондент канала «1+1».
Что называется лиманами?
Лиманы – вытянутые, мелководные заливы, образованные при затоплении морем устья реки, вследствие опускамой суши. В Украине на побережьях Черного и Азовского морей распространены открытые лиманы. Они уже назывались. Иногда лиманы отгорожены косами – это закрытые лиманы. Их много на побережье Азовского моря.

Учитель: О климатических условиях Черного моря расскажет ученый-климатолог.
Климатолог: Черное море находится в областях умеренного и субтропического климата с преобладающим западным переносом воздушных масс, что порождает своеобразные климатические особенности. Климат побережья и акватории моря в различных районах неодинаков. В северо-западной части климат умеренно-континентальный с жарким сухим летом и холодной зимой (ср. t января – (-2,2°С). Поэтому эта часть моря замерзает, а так же северо-восточная часть.
Черное море – теплое. В летний период у берегов Крыма достигает +27°С, +29 °С, а зимой +9, +9°С. На глубине от 150 м до дна температура постоянна +9,2°С. Количество осадков изменяется с запала на восток от 200 до 600 мм и до 2000 мм в год. Под влиянием сильных ветров в Черном море образуются волны высотой 5-6 м, а иногда 10-14 м.

 Корреспондент газеты «Південна зоря”
Какие течения образуются в Черном море?
Водные массы Черного моря перемещаются, формируя течения – главное из них Черноморское (его ветви Анатолийское, Кавказское, Крымское). Течение проходит вдоль береговой линии, против часовой стрелки и образует круговорот. Ширина его несколько десятков километров.
Черное море соединяется проливом Босфор с Мраморным морем и Керченским проливом с Азовским. В проливе Босфор образуется два течения І поверхностное (в сторону Мраморного моря), ІІ глубинное (в сторону Черного моря).

Учитель: С химическим составом вод Черного моря познакомит химик.
Химик: Характерной особенностью моря является неравномерное распределение кислорода в толще воды. В настоящее время поверхностный слой воды до глубины 75-100 м насыщен кислородом и обеспечивает условия жизнедеятельности. Это кислородная зона моря (глубже кислород вытесняется сероводородом). Объём вод насыщенных сероводородом составляет 87% от всего объема моря. Отсюда следует, что живые организмы развиваются в верхнем слое воды. А на глубине более 100-150 м кроме анаэробных бактерий, которые могут жить без кислорода, ничего живого нет. Органические вещества, попавшие в море с промышленными и бытовыми стоками , окисляются. Верхний слой становится беднее кислородом, а сероводород поднимается к поверхности.

 Корреспондент газеты «Киевские ведомости».
Объясните причины появления сероводорода.
Причины появления сероводорода объясняются по разному. Одни ученые считают, что это результат разложения пресноводных водорослей и животных, погибших в результате внезапного осолонения моря.
Другие связывают возникновение сероводорода с деятельностью анаэробных бактерий, которые разлагают серношелые соли на карбонат кальция и сероводород.
Черное море – это не мертвая зона, а бактериальная экосиситема, которая обеспечивает круговорот углерода.

 Корреспондент “Юный эколог”.
 Какими минералами богато море?
Во-первых, поваренной солью. Соленость в поверхностном слое составляет 17-18%о, а с глубиной возростает до 22,5%о , а в целом ниже, чем в Средиземном море.
Во-вторых, разведаны запасы нефти и газа, в воде есть железо, медь, серебро и другие элементы, которые усиливают лечебные свойтсва воды. Лечебное значение имеют грязи лиманов.

Учитель. С биологическими ресурсами нас ознакомит ученый-биолог.
Ученый-биолог. Органическая жизнь моря сосредоточена только в поверхностном слое, насыщенном кислородом. Этот живой слой составляет 12% от всего объёма моря. Здесь насчитывается 300 видов водорослей, наиболее распространенными являются зостера, филостера, цистозира. Зостера расселена на глубине 0,5-6 м. Листки ее оторавны от дна и самосотоятельно удерживаются на поверхности. Среди плавающих зостеры находят себе убежище рыбы, ракооборазные. В мелководной с-з части сосредоточены крупнейшие в Мировом океане скопления филостеры (красных водорослей). Из неё вырабатывают агар-агар. Животный мир беден и однообразный. Среди беспозвоночных распространены мидии, креветки, устрицы. Много медуз. Свыше 180 видов рыб. Многие – древнейшие жители черноморского водоёма (белуга, осетр, севрюга), большинство “иммиграны” из Средиземного моря (хамса, тюлька, кефаль, скумбрия, тунец, ставрида, камбала, пеламида). Есть представители пресноводных рыб (лещ, тарань, судак, бычок). Промышеленное значение имеют хамса, ставрида, кефаль, бычки, осётр. В море встречаются дельфины, белобрюхий тюлень.

 Корреспондент газеты “Экологический вестник”.
 Что еще можно добывать из красных водорослей?
Филостера содержит значительное количество йода, можно получать лечебный йод. В настоящее время из них изготовливают кормовую муку. Но в связи с ухудшением экологической ситуации запасы филостеры сокращаются.

Учитель. О том, какая экологическая ситуация сложилась в бассейне Черного моря расскажет ученый-эколог.
Эколог.  За последние 15 лет экологическая обстановка на Черном море ухудшилась. Избыточные выбросы промышленных бытовых и с/хозяйственных отходов обусловили накопление мертвых органических веществ и восстановление сероводорода. Ядохимикаты и удобрения, смываемые с полей убивают зоопланктон и рыбу, что приводят к размножению одноклеточных водорослей. На размножение мертвых водорослей расходуется много кислорода. Это снимает возможность быстрого окисления сероводорода, поднимающегося из глубин. На шельфе Черного моря большие заморные зоны.

 Корреспондент канала “Интер”.
Правда-ли, что Черному морю угрожает биологическая смерть?
Да, Черному морю угрожает биологическая смерть. Содержание кисорода в море начало катострофически расти. В 1987 году цветение фитопланктона в 10 раз превышало норму. Количество неорганических загрязнений хватит для поддержания цветения фитопланктона на сотни лет.

Учитель.  Менеджер туризма познакомит нас с курортной зоной Черного моря.
Менеджер. Рекреационные и туристические ресурсы – это природные ресурсы, которые используются для отдыха, лечения и оздоровления людей. В Украине для этого сложились благоприятные условия. В состав Южного рекреационного района входят Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Донецкая области и Крым.
Протяженность морских берегов 3 тыс.км. Это прекрасные песчаные пляжи, грязевые лечения. Большой оздоровительный эффект имеет купание в морской воде, солнечные и воздушные ванны. Иключительно благоприятные климатические условия для отдыха и лечения имеет ЮБК. Здесь преобладает средиземноморский тип климата с мягкой, влажной зимой и жарким, сухим летом. Туристы могут посетить множество прекрасных мест в том числе Крымские горы, древний город Херсонес, Никитский ботанический сад.

 Корреспондент телеканала “ІCTV»
Чем занимается Никитский ботанический сад?
Никитский ботанический сад занимается вопросами акклиматизации растений. Здесь собрана богатейшая коллекция субтропической флоры.

VІ. Конрольно-оценивающий этап.
а) работа с карточками;
б) составление конспектов;
в) самоконтроль и взаимоконтроль;
г) оценивание.
VIІ. Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
-         Достигли мы поставленных целей?
-         Что нам помогло их достичь?
-         Что нового мы узнали для себя?
-         Насколько интересным был урок и какая его часть?
VIIІ. Д/з повт. Стр. 95-99
І – в.2 с.100 По плану дать характеристику Черного моря.
ІІ – в.3 Может ли Укрина сама решить проблему Черного моря?

 7 класс. Тема: Экологические проблемы и природоохранные территории Африки.


П/р. № 9 «Составление сравнительной характеристики природных зон».
Цель:          Углубить систему знаний учащихся о природных зонах Африки, усовершенствовать практические навыки учащихся сравнивать природные зоны; подвести учащихся к пониманию экологических проблем Африки и необходимости природоохранных мероприятий.
Оборудование:   физическая карта Африки, картины животного и растительного мира материка, компьютер,  мультимедийный проект, презентация, учебник, атлас.
Тип урока:                   урок обобщения и систематизация знаний.
Структура урока.
1.     Организационный момент.
2.     Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3.     Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
4.     Изучение нового материала.
5.     Закрепление новых знаний и умений учащихся.
6.     Итог урока.
7.     Д/з.

Видеофрагмент урока https://www.youtube.com/edit?o=U&video_id=saFSe2WlPEA

1.     Организационный момент.
Деление на группы.
3.     Мотивация учебной деятельности.
Разнообразна и своеобразна природа Африки.
Необозримые пространства материка сочетают влажные леса и открытые бескрайние саванны, суровые каменистые и песчаные пустыни и цветущие оазисы. Наш сегодняшний урок будет состоять из двух частей. Сначала вы закрепите свои знания и умения по теме: «Природные зоны» путем тестирования и выполнения практической работы по сравнению двух природных зон. После этого, на втором этапе, мы рассматриваем влияние хозяйственной деятельности  человека на природу Африки и ее последствия.
  I группа занимает места  у компьютера и отвечает на тесты. По окончанию тестирования внести свою оценку в ведомость или сообщить ее учителю.
I и II гр. – приступают к выполнению практической работы, затем меняются.


Экспресс-тесты.
1.Кто из европейцев завершил открытие морского пути в Индию вдоль восточного побережья материка Африка?
а) Х.Колумб;                         в) Ф.Магеллан;
б) Васко де Гама;                           г) Д.Левингстон.
2. Какая крайняя восточная точка Африки?
         а) мыс Альмади;                    б) мыс Рас – Энгела;
         в) мыс Рас-Хафун;                г) мыс Игольный.
3. Кто из известных путешественников успешно исследовал Центральную и Южную Африку?
а) Васко де Гама;                                     в) Д.Левингстон;
б) Х.Колумб;                                  г) Ф.Магеллан.
4. Какая платформа лежит в основе материка Африка?
а) Гондвана;                                    в) Африкано-Аравийская;
б) Восточно-Европейская;             г) Иранская.
5. Какая часть материка Африки выше?
а) северная;                                     в) западная;
б) южная;                                        г) восточная.
6. Назовите самый высокий потухший вулкан в Африке.
а) Камерун;                                     в) Драконовы горы;
б) Килиманджаро;                          г) Атлаские горы.
7. Где господствуют летом тропические воздушные массы?
а) только в тропическом поясе;                       
б) в тропическом и субтропическом поясе;
в) в тропическом и субтропическом и умеренном.
8. По каким причинам Африка – самый жаркий материк Земли?
а) экватор пересекает ее почти посередине и большая часть Африки лежит между тропиками;                           
б) Африку омывают теплые океаны;
в) здесь находятся большие пустыни.
9. Какое самое глубокое море в Африке?
а) Ньясе;                                в) Чад;
б) Виктория;                          г) Танганьика.
10. Что такое «Вади» («Цэди»)?
а) сухие русла;                               в) долины рек;
б) овраги;                                        г) кратеры.
11. В каких климатических поясах расположена Африка?
а) экваториальном;                                  г) тропическом;
б) умеренном;                                          д) субтропическом;
в) субэкваториальном;                                     е) арктическом.
12. К какому бассейну относится река Конго?
а) Атлантического океана;                               в) Тихого океана;
б) Индийского океана;                                     
13. Какая из рек является самой длинной в Африке и в мире?
а) Конго;                                в) Нил;                д) Миссисипи.
б) Амазонка                          г) Нигер;
14. В экваториальных лесах Африки произрастают:
а) бананы;                             в) кофейное дерево;
б) баобаб;                              г) древовидные папоротники;
д) орхидеи.
15. Под экваториальными лесами сформировались:
а) каштановые почвы;                            
б) красно-желтые ферраллитные почвы;                                             
в) черноземы;
красно-бурые почвы.
16. Типичными представителями саванн являются:
а) тигр;                                  г) гепард;
б) лев;                                    д) белый медведь;
в) африканский слон;          е) жираф.
17. В переводе с арабского «Сахара» означает:
а) место страданий;                                
б) то, что обходят стороной;                                              
в) дикая местность.
18. В переводе с языка местного племени «Калахари» означает:
а) Место ….., место страданий ;                                в) Дикая местность.
б) То, что обходят стороной;                                             
19. Причиной образования пустыни Намиб на побережье Атлантического океана в Африке является:
а) холодное Бенгальское течение;
б) расположение в тропическом поясе;
в) расположение в арктическом поясе;                    
г) холодное Перуанское течение.
20. Вечнозеленые жестколистные леса и кустарники Африки расположены:
а) на крайнем юге;                         в) вдоль Атласких гор;
б) в прибрежной полосе;               г) на побережье Гвинейского залива.

4.     Изучение нового материала.




Практическая работа № 9.
Составление сравнительной характеристики природных зон.
Задание:     составить сравнительную характеристику двух природных зон     (по выбору), заполнить таблицу.
 Название
природной
зоны

Г П

Климат

Почвы
Представители
растительного мира

Животные












Выводы:    Общие черты:…
                   Отличительные черты:…
Экологические проблемы Африки.


Опережающие задания. Доклад ученика.
Антропогенные природные комплексы (ландшафты) сформировались в природной среде под влиянием хозяйственной деятельности человека. Как именно человеческая деятельность отразилась на природе Африки?
         Африканские ландшафты значительно изменены вследствие нерационального использования природных условий и ресурсов,  как во время колонизации, так и в наше время.
1)    Так, лесная флора обеднела вследствие вырубки ценных пород деревьев.
2)    Специализация стран на выращивании определенных сельскохозяйственных культур для мирового рынка нуждаются в новых землях, для чего уничтожаются природные комплексы. Сенегал и Гамбия на выращивании арахиса, Либерия и Нигерия – каучуконосов, Гана и Кот- д Ивуар – хлопчатники.
3)    Большой вред фауне Африки нанесла хищническая охота, вследствие чего вымерли такие животные, как голубая антилопа, некоторые подвиды зебр, североафриканские слоны, а носороги, гепарды, львы находятся на грани истребления.
4)    Развитые государства избавляются от экологически опасных производств на своей территории, размещая такие отрасли в развивающихся странах. Бедность молодых государств не позволяет им выделять средства, достаточные для охраны окружающей среды.
5)    Кроме того для улучшения пастбищ и создания полей в Африке издавна используют выжигание растительности во время сухого сезона: после такого пожара и дождей быстрее и гуще растут молодые растения. Но вследствие выжигания погибают дикие растения и животные, саванны превращаются в пустыни. Так только за последние 50 лет площадь Сахары выросла на 1 млн. кв. км. – это вдвое больше площади Франции.
6)    Очень вредит саваннам избыточное выпас скота, во время которого домашние животные не только съедают определенные виды растений, но и вытаптывают другие. Таким образом, беднеет видовый состав растительности, и деградируют почвы.
В наше время в Африке начали интенсивнее внедрять современные методы ведения хозяйства, но негативное влияние на окружающую среду только незначительно уменьшилось. Угроза новых экологических катастроф обязывает ответственнее относится к природе. Поэтому предпринимаются попытки разработать и внедрить долгосрочные программы развития молодых стран с учетом экологической ситуации.
6.     Релакс – пауза
«Утро в Джунглях» 1-2 мин. Звучит музыка.
Ребята, поудобней.  Расслабились. Закрыли глаза. Представьте себя зверем. Каким-либо большим или маленьким зверем, живущим в джунглях.
Над бескрайними зелеными просторами начинает появляться солнце…. Просыпаются джунгли. И вы тоже просыпаетесь, потягиваетесь, вбираете в себя силу свежего тропического утра….
         Внутри, очень глубоко, начинает рождаться крик, он поднимается, набирает силу и с радостью вырывается наружу, приветствуя новый день.

7.     Подведем итоги?
Какие экологические проблемы характерны для Африки?
Дома вы готовили мини-проекты по каждой природной зоне.
Экологические проблемы влажных экваториальных лесов.
1)    Вырубка лесов из-за ценной древесины. Уничтожено 70% площади лесов Африки под плантации какао, масляничной пальмы, бананов, арахиса.
Последствия:
1)    Учащаются наводнения, засухи, оползни, истощаются почвы, тают снега Килиманджаро.
Экологические проблемы саванн.
1)    Распахивание, использование под пастбища, вырубка деревьев и кустарников, хищническая охота.
Плантации.
         Последствия:
1)    Уничтожение растений и животных, деградация почв, опустынивание.
Экологические проблемы пустынь.
         Расширение пустынных территорий – опустынивание.
1)             Последствия: за последние 50 лет Сахара продвинулась на 200 км и увеличила свою площадь на 1 млн. кв. км. – это вдвое больше площади Франции.
Пути решения:
1)    Высаживание лесозащитных полос (создание «зеленого пояса»).
2)    Ограничение выпаса скота на территориях с разреженным растительным покровом.
3)    Осуществление обводнения засушливых территорий.
8.     Итог урока.
Заключительное слово учителя.
- африканские ландшафты претерпели значительные изменения вследствие хозяйственной деятельности человека, начиная с колониального периода;
- антропогенное влияние отразилось на всех компонентах природы: от атмосферы до гидросферы, через почвы к растительному и животному миру;
- природоохранные территории Африки….

9. Д/з.
1) Параграф 20 проработать.
2) Нанести на контурные карты природоохранные территории Африки.
3) Желающие могут подготовить краткие доклады на следующие темы:
«Наиболее древние государства на территории Африки, их роль в развитии человеческой цивилизации», «Проблемы африканских развивающихся стран».



Комментариев нет:

Отправить комментарий